zh_evkurova (zh_evkurova) wrote,
zh_evkurova
zh_evkurova

Categories:

Если с другом вышел в путь…

DSC_0277
У большинства из нас в детстве были друзья, с некоторыми сохранили добрые отношения на долгие годы. Когда мы рекомендуем человека, говоря о нем – друг детства, в этих словах столько теплоты и добра, что, кажется, ты говоришь о своем самом близком родственнике. Ведь именно с ними мы играли во дворе в футбол, лазали по деревьям, менялись игрушками, ну и, конечно, дрались, а утром, как ни в чем не бывало, стояли перед их домом и, крича на всю улицу, вызывали выходить поиграть. Повзрослев и пойдя в школу, вместе ходили в походы, в библиотеку, на различные кружки, и не могли представить себе ситуацию, что их у нас не будет. Не с кем будет поделиться радостью покупки родителями нового велосипеда, не с кем будет вместе делать уроки и т.д. Но детство проходит, а друзья остаются, и число их растет год от года.
DSC_0291
Но среди нас есть те, кто лишен этой радости, причем у них не только нет друзей, но даже нет возможности их завести. Одна из них - девятнадцатилетняя Асет, с детства страдающая от недуга, называемого в народе «ограниченные возможности». Ей, как и многим другим ребятам с подобным диагнозом, трудно интегрироваться в социуме, найти единомышленников, почувствовать надежное плечо друга в трудной ситуации, дружить, общаться. А ведь каждому человеку они необходимы, как воздух. Но сегодня Асет, как и несколько других ребят, не может нарадоваться. Ведь она полноправный участник интеграционной школы «Другой взгляд». Эти дети излучают такое сильное добро, тепло и свет, которое редко встречается в нашей жизни. И это невозможно было не почувствовать.
Об этой школе я узнала из социальных сетей. Лиза Евлоева - общественник и журналист, которая является его непосредственным инициатором и, собственно говоря, организатором, написала как-то, что открыла курсы для детей с ограниченными возможностями. Я решила сходить в эту школу, ведь, как говорится, лучше один раз увидеть.

DSC_0278
В первые секунды было какое-то напряженное состояние в моем общении с детишками, но затем ребята оживились, почувствовали интерес к себе не как к детям в чем-то отличающимися от других, а как к интересным личностям.
Четырнадцатилетний Саид очень любит автомобили, судя по его многочисленным рисункам и по картинкам на его альбоме для рисования. Поговорив с Саидом о его интересах, я обращаю внимание на двух братьев-двойняшек - Ахмеда и Магомеда Албогачиевых, которые, надо отметить, ни на минуту не сидят на месте, постоянно что-то комментируют и живо отвечают на все вопросы. Братья говорят, что подружились со всеми и что за это время успели стать друзьями.
DSC_0288
Здесь же я вижу Айну Евлоеву. Многие ее наверняка знают по материалу «Апельсины для Айны» нашей московской коллеги. У нее на рисунках, как и у других девочек, одежда, подарки и еще замечаю маленькую кошку. Айна очень любит домашних животных.
Две двоюродные сестры Цуровы так же хорошо справились с заданием. На их рисунках все, что нравится маленьким модницам.
У Асет, которую я упомянула выше, красивые добрые глаза и изящные серьги в форме бабочек. На рисунках у Асет так же присутствуют бабочки. Магазин мечты Асет назвала своим именем. Я помогаю ей написать свое имя. Стоит только подсказать ей как правильно поставить палочку, чтобы написать букву, так она тут же схватывает все на лету и повторяет за мной.
Уже после занятий, когда пришли родители, мама Асет призналась мне, что ее дочь с огромным желанием и интересом посещает занятия, ведь для нее это единственный источник общения с другими ребятами. По словам мамы Асет, ей частенько приходилось выезжать за пределы Ингушетии, чтобы девочка как-то могла обучаться и общаться на равных со сверстниками.
- В других регионах социальная адаптация детей-инвалидов поставлена на более высокий государственный уровень. Социальная адаптация - это не просто уметь рисовать, писать. Это в первую очередь адаптация к жизни. Сегодня моей девочке девятнадцать лет, у нее нет никакой социальной адаптации. Да, домашний уровень хороший. Но это не значит, что она будет адаптирована в обществе. Асет с нетерпением ждет каждое воскресенье, так как это происходит в неделю один раз. Она готовится к этому. Постоянно просит, мол, мама пойдем, я должна рисовать. Это не дистанционное занятие, это живое общение и это много значит и многое дает, - отмечает мама Асет.
DSC_0285
Мама Айны Евлоевой рассказывает, что всю неделю девочка мучает ее расспросами, когда та ее поведет в школу.
- Если я только заикнусь утром, что нужно к десяти ехать, она начинает самостоятельно собирать свои вещи, обувь. Ждет не дождется этого дня. От этих уроков она получает огромное удовольствие. У меня нет слов благодарности. Я выезжаю уже десять лет с ней в Москву, а в нашей республике я впервые вижу такое общение. Моя девочка все время занималась на дому, я нанимала учителей и они ее обучали. Ей врачи поставили диагноз ЦНС и направили на лечение в Пятигорскую клинику, где лечат душевнобольных детей. Но я не стала ее туда отправлять.
Пару лет назад я уже писала в Министерство образования, чтобы открыли подобную школу для детей с ограниченными возможностями. Потому что у нас много таких детей. Я приходила в коррекционную школу станицы Орджоникидзевской, но там мою девочку не приняли. Прошло всего лишь пять-шесть занятий в школе «Другой взгляд», и за это время она взяла больше чем за многие годы, обучаясь на дому, потому что коллективное общение намного лучше.
Лиза Евлоева поделилась со мной, что идея создания интеграционной школы возникла в прошлом году. С ней она отправилась на Всекавказский форум «Машук», где его оценили по достоинству.
- Проект на первой смене занял первое место не по своим баллам, а по самой идее, где Главой Карачаево-Черкесии Рашидом Темрезовым мне была вручена награда, - говорит она.
DSC_0284
В ноябре прошлого года за проект Лиза получила грант в размере 200 тысяч рублей. С 18 ноября 2013 года были начаты первые занятия. Курсы проходят раз в неделю по воскресеньям. Первый набор состоит из семи детей.
По словам Лизы, цель проекта - интегрировать людей с ограниченными возможностями в общество, адаптировать их, научить каким-то навыкам, раскрепостить. Самый важный момент обучения то, что среди детишек, приходящих на курсы, есть и абсолютно здоровые, это брат и сестра детишек с ограниченными возможностями.
- Они ходят на курсы вместе, так как мы не хотели их разлучать, потому что им так комфортно. Братья Албогачиевы и две двоюродные сестры Цуровы, - объясняет Лиза.
- И я чувствую, что они более уверенны, когда вместе. Детей мы находили через фонд «Мял», некоторых я сама знала. Желающих было очень много, но проект длительностью всего лишь на полгода и 200 тысяч рублей, данные на его реализацию, необходимо растянуть на это время.
DSC_0280
Честно сказать, я настолько вдохновилась за это время, смотря на этих детей, на родителей. Я сама человек с ограниченными возможностями и понимаю, каково им. Я не ходила ни в школу, ни в университет, ни на какие-то курсы, и поэтому понимаю, насколько это для них важно. Я в детстве мечтала об этом, безумно была рада, когда куда-то выходила. Тогда, к сожалению, в 90-годы в моем детстве таких школ не было.
Помещение для проведения занятий предоставил Курейш Евлоев - руководитель КПЦ «Арт-Босс», за что Лиза Евлоева его благодарит от всего сердца. Но на сегодняшний день в первую очередь именно с поиском комфортного для ребят помещения возникают трудности.
DSC_0282
- Мамы часто говорят, что дети с нетерпением ждут этого дня и мне хочется увеличить количество часов, потому как дети не учатся в школах и это для них является заменой учебного процесса. Я по образованию психолог и нахожу выход из этой ситуации, благодаря чему дети у нас абсолютно не ущемлены. Я очень часто слышу, как люди говорят, а зачем это нужно вообще. Вот фонд «Мял», например, выделил спортзал для ребят с ограниченными возможностями, и это здорово. Ну, болеет человек, жизнь-то на этом не закончилась. Это их жизнь, они вдохновляются, они постоянно тренируются, они представляют нашу республику в других регионах, занимают какие-то места, они живут этим. Для них это стимул жить. Я хочу, чтобы они в дальнейшем трудоустроились. В каждом ребенке скрыт потенциал, нам надо лишь помочь ему раскрыться, - подчеркивает Лиза.
Руслан Костоев работает в фирме «Интензибен», он обучает ребят в интеграционной школе компьютерным азам. Он рассказал, что когда к нему обратилась Лиза с просьбой оказать содействие, то незамедлительно ответил согласием. До этого проекта у него уже был небольшой опыт работы с детьми с ограниченными возможностями.
Руслан признается, что мгновенно чувствует настроение ребят.
DSC_0289
- Не чувствовать их настроения невозможно. Оно настолько бывает хорошее, что даже заражает. Когда они здесь, тогда и мне хорошо. И я не замечаю, как проходит время. Они очень живые и добрые, на первый взгляд и не понять, у кого какие проблемы. У нас бывают разные интеллектуальные беседы, кто бы как поступил в той или иной ситуации. У них бывают самые различные интерпретации. Мне иногда и в голову не придет тот вариант, который они могут предложить, - рассказы¬вает Руслан.
Что же будет через полгода, когда проект необходимо будет закрывать? - спрашиваю я Руслана и Лизу, осознавая, как часто они задавали этот вопрос сами себе и не находили нужного ответа.
- Я понимаю, насколько сложно будет вести эту работу, потому как у меня есть своя, но я не хочу закрывать этот проект. Одновременно заниматься двумя делами очень сложно. Но я уже не мыслю себе жизнь без интеграционной школы, - говорит Лиза.
- Вот этим детям, которых вы видели, глядя им в глаза сказать, что все закончится – невозможно. Мы не сможем решиться на этот шаг. Ведь нам самим очень хочется продолжать занятия. Дети загорелись этими мероприятиями. Но я все-таки не профессионал, нужно привлечь профессионалов или выпускников специальных факультетов, заодно появятся и рабочие места. Для детей будет предоставлена какая-то квалифицированная помощь в развитии, а не просто посещение курсов. Наш эксперимент в общем, и был создан для того, чтобы привлечь внимание, доказать и показать, что это нужно, и это работает. Я считаю, что у нас это получилось. Даже немного лучше, чем мы предполагали, - подчеркнул Руслан.
DSC_0292
По дороге домой меня не покидала мысль о необходимости создания интеграционной школы для детей с ограниченными возможностями на государственном уровне. Ведь судя по тому, как откликнулись родители на проведение школы «Другой взгляд» и то, с какими трудностями приходится сталкиваться ежедневно ребятам, не имея никакой социальной адаптации, надо решать эту проблему. И каждый из нас сегодня может помочь этим ребятам адаптироваться в обществе. Дать им понять, что мир не без добрых людей и что стать другом сегодня довольно просто, достаточно протянуть руку помощи и взаимопонимания.
Subscribe

  • Обсудим ДТП в Инугшетии

    Готовится к записи программа "Обсудим" о ДТП в Ингушетии. Френды, есть ли у вас знакомые, родственники кто пострадал в ДТП?Отпишитесь.

  • (no subject)

    Готовится к записи новый выпуск ток-шоу "Обсудим". Тема выпуска - проблемы с качеством водоснабжения в Ингушетии. Всех неравнодушных прошу…

  • Приглашаем принять участие в обсуждении

    В субботу 20 июня в 12-00 ч. состоится запись ток-шоу "Обсудим", тема которого процесс подготовки и проведения ЕГЭ в Ингушетии и целевые…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments